Гаутама достиг просветления Будды во время своего последнего воплощения – Сиддхартхой Гаутамой.
Он родился примерно в 563 году до н. э. в семье правителей царства Шакья, что в Северной Индии, — царя Судходаны и царицы Махамайи – и принадлежал к касте воинов.
На пятый день после его рождения во дворец были приглашены 108 браминов для
проведения церемонии выбора имени.
Царь призвал восьмерых наиболее ученых из них предсказать судьбу ребенка.
Семеро сошлись во мнении, что если он останется во дворце, то станет великим царем и объединит Индию;
но если он покинет дворец, то станет Буддой и спасет мир, сняв завесу невежества с его глаз.
Конданна, восьмой и самый младший из группы, заявил, что мальчик определенно
станет Буддой, когда, увидит четыре знака – старика, больного, мертвеца и
святого, отречется от мира.
Ребенка назвали Сиддхартха, что означает «Тот, кто достигает целей».
На седьмой день после рождения младенца его мать умерла, и Сиддхартху воспитывала ее сестра
Махапраджапати, позднее ставшая одной из его первых женщин-учениц.
Царь, обеспокоенный возможной потерей наследника, сделал все, чтобы уберечь
своего сына от боли и страдания, окружил его максимальной роскошью, включая три
дворца и сорок тысяч танцовщиц.
В возрасте шестнадцати лет, продемонстрировав на состязаниях свое умение владеть оружием, принц Сиддхартха женился на своей прекрасной двоюродной сестре Яшодхаре и жил в своем дворце, окруженный комфортом и роскошью.
Однако он постоянно предавался размышлениям, стремясь постичь истину.
Поворотный пункт в его судьбе наступил, когда ему было двадцать девять лет, и во время четырех прогулок за стенами дворца он столкнулся с реальностью жизни и страданием человечества.
· Во время первой прогулки Сиддхартха встретил старого человека, седого и немощного, опирающегося на посох.
· Во время второй он увидел несчастного, измученного тяжелой болезнью и лежащего на дороге.
· На третьей прогулке принц столкнулся с похоронной процессией и впервые увидел мертвого человека.
· Наконец, во время четвертой прогулки он встретил аскета — монаха, одетого в желтые одежды, с обритой головой и с кружкой для подаяния.
Глубоко тронутый увиденным в первых трех сценах, Сиддхартха осознал, что в жизни присутствуют болезнь, старость и смерть.
Четвертая картина показала ему возможность преодоления этих состояний и побудила оставить родной ему мир, чтобы найти способ преодолеть страдания.
Возвращаясь обратно, он получил известие о рождении сына.
В ту ночь он приказал возничему седлать свою любимую лошадь, Кантхаку.
Принц скакал всю ночь, а на рассвете облачился в одеяние аскета и, отдав свою одежду и лошадь своему возничему, отослал его во дворец отца.
Так Гаутама начал жизнь странствующего монаха. Он тотчас отправился к самым
сведущим мудрецам того времени, чтобы учиться у них истине, и быстро овладевал
всем, чему они учили.
Не находя себе места и не будучи удовлетворенным, он решил найти неизменную истину, неподвластную иллюзиям мира.
Путешествуя по стране Магадха, Гаутама выделялся своей привлекательной
внешностью и благородной осанкой.
Он прибыл в деревню, называемую Сенанигама, возле Урувелы, где к нему
присоединилась группа из пяти аскетов, среди которых был Конданна – брамин,
предсказавший, что он станет Буддой.
Здесь в течение почти шести лет Гаутама практиковал суровый аскетизм, подвергая
себя жестоким физическим истязаниям. В конечном итоге, осознав всю тщетность
аскетизма, Гаутама решил отказаться от него и искать свой собственный путь просветления,
после чего товарищи-аскеты отвергли и покинули его.
Однажды Суджата, дочь крестьянина, накормила его молочной рисовой кашей –
«пищей столь чудесной... что наш Господь ощутил силу, и жизнь вернулась к нему,
словно ночи бдений и дни постов были сном».
Оставшись один, он сел в тени дерева Бо и дал обет оставаться здесь до тех пор, пока не достигнет полного просветления.
Тогда Мара, дьявол, попытался помешать ему достичь просветления, искушая
его примерно таким же образом, каким Сатана испытывал Иисуса во время его поста
в пустыне.
Гаутама сидел неподвижно под деревом Бо, в то время как Мара атаковал его:
· сначала в форме желания, когда перед ним шествовали сладострастные богини и танцующие девушки;
· затем в обличье смерти, когда на него обрушились ураганы, проливные дожди, горящие камни, кипящая грязь, разъяренные солдаты, звери и армии демонов. Однако Гаутама по-прежнему оставался невозмутим.
· В качестве последнего средства искуситель бросил вызов его праву делать то, что он делал. Тогда Сиддхартха коснулся рукой земли,* и земля прогремела в ответ: «Я его свидетельница»! Все сонмы Господа и элементальные существа откликнулись и подтвердили его право искать просветления Будды, после чего Мара бежал.
* Мудра «касания земли» – левая рука лежит на колене ладонью вверх, а пальцы
правой обращены вниз, касаясь земли.
Преодолев искушения Мары, Гаутама провел остаток ночи под деревом в глубокой медитации, постигая Четыре Благородные Истины.
Таким образом он достиг просветления, или пробуждения, в ночь майского полнолуния, приблизительно в 528 году до н. э.
Его существо преобразилось, и он стал
Буддой.
В течение полных сорока девяти дней он пребывал в глубоком экстазе, после чего
снова обратился к миру.
Мара ожидал его с последним искушением: «Как ты выразишь свое переживание словами?
Возвращайся в нирвану. Не пытайся передать послание миру, ибо некому постичь его. Останься в блаженстве».
Но Будда возразил: «Найдутся некоторые,
кто поймет». И Мара ушел из его жизни навсегда.
В своей первой проповеди Гаутама явил ключевые результаты своих поисков: Четыре
Благородные Истины, Восьмеричный Путь и Срединный Путь.
В течение сорока пяти лет он странствовал по пыльным дорогам Индии, проповедуя Дхарму (универсальное учение), что привело к основанию буддизма.
Он основал Сангху (общину), которая вскоре насчитывала более тысячи двухсот последователей. Когда люди спрашивали его, кто он, Гаутама отвечал: «Я — пробужденный».
Следовательно, Будда означает «Просветленный», или «Пробудившийся».
Он совершил переход во время майского полнолуния около 483 года до н. э., дав наставление своему старшему ученику Ананде о том, что Дхарма — Истина — должна стать его учителем, и напомнив монахам о бренности человеческого существования.