Во время Игрового Путешествия
по Тибету, Игроки встретились с изображением колеса Жизни (или колеса
Самсары), имеющее описание, которое мы и прилагаем в этой статье.
- Сансара — это не сам по себе внешний мир или жизнь вообще, а наша интерпретация мира и жизни.
- Сансара — это жизнь в том виде, в каком мы проживаем её в состоянии невежества; это субъективный мир, который создаёт для себя каждый из нас. В этом мире есть добро и зло, есть радость и страдание, но все они относительны, а не абсолютны; определить их можно лишь в соотношении между собой, и они постоянно изменяются, превращаясь в свои противоположности.
- Сансара кажется всемогущей и всеобъемлющей, однако в действительности она, подобно миру сновидений, порождается состоянием нашего сознания и может раствориться без следа, как исчезает сон при пробуждении.
Если мы пробудимся от сна сансары хотя бы на мгновение, мир не исчезнет, но явится нам в своей истинной сущности — чистой, сияющей, священной и нерушимой.
Сансара — это блуждание по кругу.
На «колесе жизни» изображена картина не только человеческой жизни, но и жизни в целом, во всех её бесчисленных вариантах, возможных в пределах шести миров, — жизни, бесконечно переходящей от одной формы к другой, от одного типа сознания к другому.
В обычном понимании шесть миров — это шесть типов существования, в которых могут перерождаться разумные существа.
В
этой жизни мы родились людьми, но теоретически плоды наших прошлых
действий могли привести к перерождению в любом из прочих миров.
Действиями, совершенными в прошлых жизнях, определяются наше физическое
воплощение, соответствующие ему состояния сознания и тип мировосприятия.
Тело, сознание и окружающая среда неразрывно связаны друг с другом.
К примеру, мы не можем очутиться в теле животного, сохранив человеческое сознание: сперва мы должны приобрести сознание животного и начать воспринимать всё своё окружение с точки зрения, свойственной животным.
Среди тех, кто не воспринимает буддизм как истинную веру, существует неправильное трактование кармы. Ее принимают как следствие всех человеческих удач или неудач. Но, это совсем не так. Именно из-за неправильного понимания первопричины – люди, далекие от буддизма не могут изменить свою карму, а, значит, и жизнь в лучшую сторону.
- Ведь карма не может быть следствием, она является всего лишь причиной того, что случается со всеми живущими и существующими во Вселенной. Карма является принципом сознания сущности и этот принцип является причиной того, от чего с нами или с кем-нибудь другим происходят какие-либо события.
Согласно верованиям буддизма Тибета, сознание умершего человека (в нашем понимании это душа человека) попадает в особое состояние или в место, носящее название Бардо. Именно здесь мы можем увидеть существование ясного света истины – Дхармакаи.
Но наша карма позволяет нам только наблюдать за этим местом, а не уйти туда. Наши кармические желания тянут нас вниз и ведут к новому перерождению.
- Пребывая в состоянии смерти, у нашего сознания через определенное время начинаются кармические видения. Позже оно постепенно начинает приближаться к миру живых и вести наблюдения за парами, совершающими обряд бракосочетания.
- И наше сознание, исходя из собственных предпочтений, предопределяет будущих родителей собственной плоти, после чего попадает в чрево к матери. Таким образом, попадая в колесо сансары, продолжает круг перерождений.
Действительная жизнь, символически изображенная в круге, показывает все стадии человеческого развития от рождения до смерти. Рассматривая все двенадцать звеньев, которые взаимно зависимы в своем возникновении, наглядно демонстрирующие основополагающие принципы существования Сансары, мы сможем воочию пронаблюдать, осознать и осмыслить все, начиная с собственного неведения. Именно наше неведение и приводит к порождению всех тех состояний сознания и страдания, что обуславливают наше существование.
Все эти двенадцать позиций имеют определенное толкование. Но, начнем мы с центра.
Непосредственно центр колеса занимают три символа (создания), которые означают отсутствие чувств и оказывающие губительное влияние на сознание человека. Это свинья, петух и змея, кусающие друг друга за хвост, и, таким образом, соединенные между собой в неразрывную цепь.
- Черная свинья здесь олицетворяет собой жадность, неведение и темное невежество, что соответствует иллюзорности человеческого эго.
- Красный петух есть символом плотских страстей, алчности и привязанностей.
- Зеленая или темная змея, в этом случае, символизирует злость, зависть, ненависть и отвращение.
И объединившись, они демонстрируют пороки, иллюзии и чувства, которыми наполнен человеческий мир и в котором он вынужден существовать.
Эти наследственные принципы неведения, отталкивания и притягивания, приводят людей к тому, что они в результате совершают угодные или крайне недопустимые проступки, что приводят к накоплению позитивной или негативной кармы.
В дальнейшем от этого зависит, в котором из шести миров произойдет следующее перерождение живущего существа.
Хотя и известно огромное количество типов кармы, которые накапливаются при действии разрушающих эмоций, все же, их можно объединить по двум категориям, относящимся к карме благой и неблагой. Слева к центру колеса примыкает сторона белого цвета, символизирующая позитивную карму. Она показывает монахов и мирян, которые продвигаются вверх, к своему перерождению в высших мирах. Справа же находится часть темного цвета, указывающая на негативную карму. Здесь изображены фигуры обнаженных людей, которые опускаясь, перерождаются в низших мирах. Эти две половины второго круга колеса перерождения символически демонстрируют, что те, кто обитает в высших мирах, вознеслись туда, идя по белому пути. А те, кто оказался в низших сферах существования достигли подобного, следуя серным путем. То есть, уже в этом заложена истина, указывающая на причины человеческих несчастий и неудовлетворенностей.
Следующий за этим круг разделен на шесть равных частей, каждая из которых показывает варианты возможных участей человека после его смерти. Венчает колесо Сансары мир богов, его наполняет карма гордости, справа от него находится мир полубогов, с кармическими желаниями зависти, слева от мира богов находится мир людей, состоящий из мира кармических привязанностей.
В правой нижней части нашел свое место мир голодных духов, который обуяла карма жадности и чувственности. Напротив от него, слева, расположен мир животных. Здесь преобладает карма невежества. И строго понизу изображены миры ада. Можно рассмотреть как холодный, так и горячий ад.
1. Ады
2. Мир Голодных Духов
3. Мир Животных
4. Мир Полубогов
5. Мир Богов
6. Мир Людей
В каждом фрагменте колеса можно обнаружить присутствие изображения Будды.
В конечном результате это изображение помогает всем участникам колеса Сансары достигнуть освобождения и последующего обретения нирваны.
По внешнему кругу колеса расположены картины бытия, в количестве двенадцати штук, каждая из которых является символом отдельного момента из жизни человека.
- Так картина, изображающая женщину в процессе родов, является символом рождения новой жизни, период ее роста и становления. Беременная женщина, показанная на следующей, как раз и олицетворяет состояние становления, с актом присвоения и продолжением смертной жизни.
- Следующая картинка, с изображением людей срывающих плоды, символизирует цепляние человека к жизни, присвоение, которое ведет его к желанию жить.
- Сцена, изображающая процесс питья, является символом непреодолимой жажды жизни, что ведет к переживанию чувств.
- Стрела, вонзившаяся в глаз человеку – такое изображение мы видим на еще одной картине. Это есть не что иное как символ ощущений и чувств. Именно чувства заставляют нас контактировать со всем нас окружающим.
- Поцелуй влюбленной пары, олицетворяет контакт и ощущения, что влекут людей в мир чувств.
- Изображенный дом со множеством пустых окон символизирует органы чувств и ощущений, которые и создают личность.
- Люди, плывущие в лодке, являются символом самого существования личности, ее имени, формы. Все это в совокупности приводит к зарождению сознания.
- Также, рассматривая колесо Сансары, мы можем увидеть картинку с изображением обезьяны, находящейся на дереве и срывающей его плоды. Это и есть наше сознание, которое ведет нас к удовлетворению наших простейших порывов.
- Гончар, запечатленный за своей работой, символизирует наши действия, в которых мы воплощаем наши позывы.При этом наши порывы мы производим с полным отсутствием знаний.
- И слепая старуха, на следующей картине, как раз и показывает отсутствие у нас знаний, а также нашу слепоту и невежество, которые в результате и приводят нас к смерти.
- И завершающим штрихом в этой целостной картине служит сцена с изображением гроба и похоронной процессии. Это и есть наше старение, смерть и последующие страдания, после чего мы приходим к своему новому перерождению.
- Более структурировано о 12 символах, расположенных по окружности Колеса Сансары:
ДВЕНАДЦАТИЗВЕННАЯ ЦЕПЬ ВЗАИМОЗАВИСИМОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ
В самом внешнем круге мы видим двенадцать различных изображений,
которые символизируют двенадцатизвенную цепь взаимозависимого
происхождения.
1. Из-за неведения мы создаем загрязненную карму. Образ слепого старика здесь символизирует неведение.
2. Образ горшечника символизирует загрязненную карму. Из-за неведения мы
совершаем много разных действий. А само по себе действие — это карма.
Какие бы действия мы ни совершали, уже через мгновение оно оставляет в
нашем сознании отпечаток.
Более строгое терминологическое название второго звена — это накапливаемая карма.
3. Некоторые могут ошибочно подумать, что сознание является порождением
кармы. Не думайте, что действия порождают сознание, это не так. Действие
рождает отпечаток в сознании. Обезьяна, срывающая плод, символизирует
здесь сознание с отпечатками. Обезьяна символизирует сознание, а
срывание плода — то, что действие оставляет отпечаток в сознании.
4. Символ четвертого звена, которое называется имя и форма — человек с
веслом, сидящий в лодке. Имя и форма — это наши пять скандх.
5. Пятое звено — дом с шестью окнами — символизирует шесть опор
чувственного восприятия. На самом деле это основы, на которых
функционирует чувственное восприятие.
6. Два обнимающихся человека символизируют соприкосновение — шестое звено.
7. Человек, которому попала в глаз стрела, символизирует седьмое звено — ощущение.
8. Человек, который держит в руках много разных вещей, символизирует восьмое звено — страстное желание, или влечение.
9. Человек, срывающий плоды с дерева, символизирует девятое звено — цепляние.
10. Курица, высиживающая яйца, символизирует десятое звено — существование.
11. Женщина, которая рожает ребенка, символизирует одиннадцатое звено цепи — рождение.
12. На последней картинке изображены старик и труп, что символизирует последнее, двенадцатое звено цепи — старение и умирание.
Эти двенадцать изображений представляют собой двенадцати-звенную цепь взаимозависимого происхождения, посредством которой мы вращаемся в Сансаре.
- Ведь Сансара или как вариант Самсара в дословном переводе как раз и звучит как перерождение, череда переходов или жизнь.
Еще это колесо известно под названием Бхавачакра, также его именуют колесом жизни, кругом существования, либо становления, либо перерождения, а, возможно, вы встретите его под названием колеса страданий. Все это о нем, о колесе Сансары. Так индийская философия трактует непрерывный цикл новых перерождений индивидуальных жизненных процессов, в который включены все присущие человеческому существованию страдания. И освободиться от них можно только путем проникновения в нирвану.
Согласно существующему многие века мудрому индийскому изречению, в котором говорится о том, что куда бы мы ни посмотрели, то везде будем наблюдать только страстные желания, стремления и привязанности, ведущие нас в бешенном темпе в погоне за получением удовольствий, к поспешному отступлению перед болью и смертью, к окружению нас пустотой и зноем, разрушающими наши желания.
- Наш мир наполнен привязанностями и изменениями. Все это и есть сущностью Сансары.
Человек, который стремится к достижению совершенства – это человек, которому суждено выйти за пределы колеса Сансары.
- В верхней части, находящейся за пределами Сансары, расположено царство Ло Мустанг или небеса Тушита. Они символизируют верхнюю чакру земли, чистую страну Будды, ведущую человеческое сообщество к совершенству.
- Колесо Сансары является олицетворением всего того бытового и сущего, что окружает нас в нашей повседневной жизни.
- Сансара есть неразрывной цепью осознанных видений, которые были вызваны кармой переданной по наследству, то есть, жизнью.
Таким образом, осознав всю сущность колеса перерождений, мы можем прекратить свои страдания.
- Постепенно, шаг за шагом, отказываясь от негативных деяний, ведущих к накоплению разрушительных эмоций, мы познаем истинный путь, что приведет нас к духовному перерождению.
- И начать надо с осознания невежества, как основополагающей первопричины наших страданий.
- Далее необходимо упражнять свой разум в признании непостоянства и смерти.
- После чего мы должны тщательно проанализировать все свои действия и поступки. Мы должны отделить благие деяния от неблаговидных.
- Затем, непосредственно следуя по выбранному пути, мы, несомненно, достигнем того, что осознаем отсутствие в сансаре той цели, которая была бы достойной нашего обладания. Мы станем неподвластны всепроникающей природе, несущей постоянную неудовлетворенность и страдания.
- И, основываясь на вновь обретенном ощущении отречения, что придет к нам вместе с этим осознанием, мы придем к совершенству в практике нравственности.
- Так, приведя в спокойное состояние наши грубые, внешние отвлечения, мы будем все больше развиваться в практике созерцания, при этом, все более умиротворяя тонкие, внутренние отвлечения.
- После чего последует освобождение собственного сознания от несвободы, что находится внутри нас.
И тогда мы усовершенствуемся в практике различающей мудрости.
Эта практика непосредственно дает познание значения отсутствия существующей природы личности и явлений. Так, постепенно, мы исчерпаем все накопленные в нас разрушающие эмоции.
- Освободившись от всех сфер, сопряженных с неудовлетворенность и страданиями, мы, наконец-то, обретем мир и свободу.
- В этом и состоит изучение символического изображения колеса Сансары.
Но для сохранения полной картины изображения круга, надо отметить, что непосредственно под колесом начертаны слова, объединенные в двух четверостишиях.
- В верхнем же левом углу мы видим Будду, указывающего на полную луну. Этот путь является символичным путем истины.
- А луна, истинным символом, Где прекратятся все наши страдания.
Поэтому на картину надо смотреть в ее целостном изображении. Так как, и вверху, и внизу можно обнаружить непосредственные указания на положительные качества получения свободы.
Существует также легенда о происхождении колеса Сансары, которая в интерпретации ученого-исследователя А.М.Позднеева дошла до наших дней в таком виде: «Основой для происхождения именно такого изображения колеса Сансары служило повествование будды Шакьямуни. Согласно этого повествования, один из самых древних учеников Шигэмуния – Мутгальвани, был озабочен тем, что занимался спасением своей матери. Он шаг за шагом проникал во все миры, в которых происходило перерождение его матери. И так ему довелось перебывать в каждом из двадцати миров ада. Ему удалось также побывать и в королевстве биритов, не обошел он своим вниманием и миры животных и людей. Пришлось ему посетить и царство асуриев и тэнгриев (богов и полубогов). В этом путешествии его сопровождал один из первых учеников Будды – Шарипутра. После завершения дела по спасению матери Мутгальвании, ученики пришли к своему Учителю Будде и начали свое повествование. Сначала их слушателями были их же четыре друга, к которым впоследствии присоединились и все ученики, и последователи учения Будды. Путешественники, не скрывая, рассказывали обо всем увиденном, в том числе и о страданиях, которые наполняли каждый из увиденных ими миров.
- Тогда Будда пожелал сохранить подробное повествование, дабы служило оно непреклонным наставлением для всех верующий, живших, живущих и которым только предстояло жить. И не важно, в какой бы части земли и в какое время они вели бы свое существование. Учитель повелел ученикам живописно отобразить существовавшее состояние во всех мирах и царствах, виденных ими».
Именно в таком виде и дошло до наших дней изображение колеса Сансары, где миры богов, асуров, людей, животных, демонов и обитателей адов, неразрывно связаны между собой и взаимозависимы друг от друга. Это и является основополагающим принципом сотворения круга.
И именно кармические желания, так доподлинно изображенные в колесе Сансары, приводят людей к постоянному перерождению в сферах, олицетворяющих наказание. Все эти области расположены внутри круга и, как мы уже выяснили, наказания демонстрируются в виде животных, голодных духов и обитателей обоих вариантов ада.Полагается, что существа, населяющие эти миры, не зарабатывают свою будущую карму, а отбывают ее. А присутствие в каждом из миров милосердного и сострадательного будды Авалокитешвары, обнадеживает всех шансом на спасение. И тот, кто яростно стремиться к искоренению в себе трех ядовитых и порочных первопричин – злобы, похоти и неведения, имеют возможность перевоплотиться в одном из более спокойных миров, где обитают боги, полубоги или люди.
- Но лишь человеку суждено заслужить позитивную карму, и разорвав оковы круга сансары, достигнуть состояния нирваны, то есть, состояния Будды.
- Однако сделать это не так легко. Хотя стремиться к совершенству необходимо постоянно.
- И хотя в среде великих и существует мнение, что разъяснять простым смертным понятия многогранности миров и вселенных, дело почти бесполезное и не благодарное, ибо человеческий разум все еще не в состоянии осознать и принять все пояснения, что находятся в трактатах Великих Учителей, все же, постигать науку следует. Так как знания внутри нас, то открыть им путь к выходу во внешний мир и вселенную, окружающую нас – это задание нашего земного существования.
- Только полученные знания помогут идущему оказаться в русле обобщающего временного потока среди условий многомерности.
И именно знания помогут ему совершить вполне удачный переход на следующий уровень своего жизненного развития.