"Тебе Просто Надо Закрыть Гештальт", - такой совет можно услышать от доброжелателей. Но чтобы понять, что такое гештальт и правильно использовать это понятие, нужно на какое-то время отвлечься от психотерапии и обратиться к психологии восприятия.
В буквальном переводе с немецкого Gestalt означает "Форма, вид, Фигура", а производное от него слово Gestaltung - "оформление". Другие более или менее подходящие по смыслу русские аналоги - "Целостность", "структура" и "модель". Официальной датой рождения термина считается 1890 год, когда философ Кристиан фон эренфельс опубликовал свой ключевой труд? ber Gestaltqualit? ten ( "О Качествах Формы". Этот ученый поддерживал точку зрения Иммануила Канта - о том, что мы не можем воспринимать физический мир непосредственно. Человек всегда взаимодействует с информацией, полученной от органов чувств - дорабатывая ее в своем сознании. Таким образом, любое целое для нас больше суммы его частей, потому что мы вкладываем в него и свое восприятие.
Эта идея продолжала развиваться в течение 1910-х -1930- х годов, когда психологи начали активно изучать восприятие произведений искусства. Ученые выяснили, что когда мы смотрим на картину или статую, главную роль играет некое целостное восприятие объекта, несводимое к свойствам суммы составляющих ее элементов. Образно говоря, когда мы смотрим на картину Ренуара или другого импрессиониста, мы не замечаем и не оцениваем каждый мазок, а видим единое целое и именно это общее сочетание цветов и форм нас впечатляет.
Такое целостное восприятие и стали называть "Гештальтом".
Параллельно
гештальт - подход к восприятию вырос в самостоятельное направление
психологии - благодаря Максу вертхаймеру, ученику фон эренфельса. В 1912
году он опубликовал работу "Экспериментальные Исследования Восприятия
Движения". Ученый описал, как две вспышки света, сверкнувшие в двух
разных местах в разное время, могут восприниматься как один источник
света, переместившийся с одного на другое место - если правильно
подобрать расстояние и временной интервал (оптический обман работал при
интервале около 60 миллисекунд.
Таким образом, наблюдатель воспринимал не два отдельных элемента, а единое целое. Это подтвержало идею о том, что цельная модель отличается от простой суммы частей. Похожие эксперименты проводились и с музыкой - Эрнст мах в своей работе "Анализ Ощущений" доказал, что изменение тональности и темпа мелодии не мешает идентифицировать мотив. Похожий эксперимент - но , внимание, только с текстом - сейчас широко тиражируется в соцсетях: благодаря способности мыслить гештальтами вы можете понять предложение, даже если в каждом слове поменять порядок букв и оставить на месте только начальные и конечные.
Нпармиер, вы лгкео мжотее почрстеь эту фазру.
Исследования гештальта продолжил датский психолог Эдгар Рубин. Он делил любое воспринимаемое человеком изображение на фигуру (объект) и фон. Фигура - это то, на чем сосредоточено наше внимание, а фон - все остальное. Чтобы показать, что фигура и фон являются взаимоисключающими, Рубин создал знаменитый рисунок, который можно "Прочитать" либо как изображение вазы, либо как изображение двух лиц - смотря на чем сконцентрироваться. Когда объектом выступают лица, ваза становится фоном, но когда фигурой становится ваза, лица сразу и полностью отступают на задний план.
Из психологии термин перекочевал в психотерапию и прочно там обосновался, породив новое направление - гештальт - терапию. Ведь понятие фона и фигуры сохраняется и в повседневности - если представить, что реальность, в которой мы существуем - это фон, а различные объекты или процессы - это фигуры. Когда у нас появляются те или иные потребности, мы можем "Выдергивать" фигуры из фона и сознательно с ними взаимодействовать, а по завершении взаимодействия, фигура снова сливается с фоном. Например, мы проголодались и ищем еду, а дожевав и проглотив гамбургер, забываем об этой потребности и отвлекаемся на что-то другое.
По сути, "Фигурой", гештальтом, может быть любой процесс - увлечение кем-либо, ссора или начатое дело.
Незавершенные процессы мы запоминаем лучше - это явление называется "Эффектом Зейгарник" по имени советского психолога Блюмы Зейгарник. Будучи еще студенткой, она подметила, что официанты в кафе прекрасно помнят все невыполненные заказы и моментально забывают выполненные. Позже Зейгарник провела ряд экспериментов, подтвердивших, что невыполненные задачи создают определенное напряжение в человеческой памяти.
Это напряжение помогает нам не забыть о своих потребностях, но для того, чтобы человек был психологически здоров, гештальты надо своевременно доводить до логического завершения. Незавершенный гештальт может вызвать навязчивое желание вернуться в ситуацию и "Переиграть" ее. И человек начинает повторять прежние схемы в изменившихся условиях - например, провоцирует в новых отношениях конфликты, нерешенные с прежним партнером.
Итак, запомните: Для того, чтобы человек был психологически здоров, гештальты надо своевременно доводить до логического завершения.