Свадебные торжества Яшодхары и Сиддхартхи, бирманское изображение.
Всем известна история Гаутамы Будды, но кем была его жена?
Принцесса Яшодхара была женой принца Сиддхартхи Гаутамы, основателя буддизма. Позднее она вступила в общину буддийских монахинь, считается архати. ( Архат - в буддизме — человек, достигший полного освобождения от клеш и вышедший из «колеса перерождений»).
Яшодхара была дочерью царя Суппабудды и Памиты, сестры отца Будды Гаутамы, царя Шуддходаны. Её отец был из рода Колия, её мать происходила из семьи Шакья. Шакья и Колия происходили из клана солнечной династии.
Отсутствие подобной и равной с ними другой семьи в регионе указало на то, что члены этих двух царственных семей женятся и выходят замуж только между собой.
В возрасте 29 лет она родила своего единственного ребенка, мальчика по имени Рахула. В день его рождения принц покинул дворец.
После того, как Яшодхара узнала, что её муж начал святую жизнь, она избавилась от всех драгоценностей, носила простой жёлтый халат и ела только один раз в день. В итоге она стала отшельницей. И хотя родственники сообщили, что они будут поддерживать её, она занималась тем же.
Несколько князей просили её руки, но она никого не принимала. На протяжении всего шестилетнего отшельничества, принцесса следила за всеми событиями, касающимися действий принца.
Когда Будда, после просветления, посетил Капилавасту, Яшодхара не пришла, чтобы увидеть своего бывшего мужа, но послала к нему Рахулу. Про себя же она решила: «Несомненно, если я приобрела хоть какие-то заслуги, то Господин сам придет навестить меня».
Для того, чтобы удовлетворить её пожелание, Будда посетил её и выразил своё восхищение её терпением и самоотверженностью, которые помогли ему не только в этом рождении, но и в предыдущем (согласно Chandrakinnara Jathakaya).
Через некоторое время, после того, как её сын Рахула стал монахом, Яшодхара также вступила в орден монахов и монахинь и стала архати. Она получила рукоположение в бхикшуни, и была включена в число пяти сотен женщин, следующих за Махападжапати Готами, просивших рукоположение.
Она была объявлена обладающей сверхъестественной силой среди монахинь. Среди женщин-учеников она была главной из тех, кто достиг больших сверхъестественных способностей. Она умерла в 78 лет, за два года до паринирваны Будды.