Когда я жил в Тируваннамалаи, в период своего первого уединения (с 2007 по 2012г), я зачитывался творением величайшего мастера, Шри Шанкарачарья, его непревзойдённым текстом Вивекачудамани.
Это – классика Адваиты Веданты, выразительная и полная поэзии, вдохнувшая новую жизнь в сухие философские дискуссии того времени на сложнейшую тему.
«Вивека» обозначает различение, «чуда» - вершина, венец, главное украшение, и «мани» - драгоценный камень. Поэтому название значит «Главный драгоценный камень различения».
В 2016 году, во время поездки на Тибет, мы с игроками заехали в Шринагар, штат Кашмир, что расположен на севере Индии. Совершенно спонтанно мы оказались в Шиваитском храме Шанкарачарья. Храм Шивы, основанный великим индуистским святым Шанкарачарьей, построен в IX веке, находится на самой вершине холма, на высоте около 300 метров над уровнем моря, откуда открывается потрясающий вид!
Тогда же я почувствовал связь с мастером и возвращался в этот храм ещё трижды. Я уже посвящал статьи этому великому мастеру (Шанкарачарья - воплощение Шивы. (часть1) ).
А сегодня, в преддверии ретрита Атма-Вичара, который пройдёт в апреле под Владивостоком, я вновь хочу обратить ваше внимание на Ади Шанкару.
- Ша́нкара (А́ди Шанкара санскр. Шанкарача́рья; 788—820) — индийский мыслитель, ведущий представитель Веданты, религиозный реформатор и полемист, мистик и поэт.
На основе Упанишад создал последовательную монистическую систему — адвайта-веданту.
Традиционные описания жизни Шанкары в основном описывают чудесные и легендарные события. Его родители (брахманы) были бездетны много лет. Они молили Шиву в шиваитском храме Вришадринатха в горах Тричурa даровать им ребёнка.
Шива явился во сне супругам и предложил выбор: множество посредственных сыновей, которые жили бы длинной жизнью во внешнем богатстве и удаче, или одного сына, который не будет жить долго, но станет великим мудрецом. Родители выбрали последнего, которого назвали в честь бога Шанкарой (один из эпитетов Шивы).
Его отец умер, когда Шанкаре исполнилось пять лет. В этом возрасте он приступил к изучению четырёх Вед, показав поразительные способности и вскоре превзошёл в учёности своих учителей. В возрасте восьми лет, когда истёк срок отпущенный изначально Шанкаре для земной жизни, на глазах матери его в реке схватил крокодил и отпустил только тогда, когда женщина согласилась, чтобы её сын стал санньясином.
Шанкара отправился в поисках гуру на север Индии, где на берегах реки Нармады он встретил Говинду, ученика Гаудапады. Здесь Шанкара постиг основы адвайты, написал большинство шиваитских и вишнуитских гимнов, создал ряд философских трактатов и комментарий к «Брихадараньяка-упанишаде».
Существовало пророчество Бадараяны, согласно которому лучшее толкование его текста суждено написать усмирителю вод. Говинда вспомнил о нём, когда Шанкара, исполнив специальную мантру на «привлечение вод», усмирил вышедшую из берегов Нармаду. Шанкара, получив благословение своего учителя, за четыре года написал комментарии ко всем произведениям «тройного канона»: к «Брахма-сутрам» Бадараяны, «Бхагавад-гите» и основным Упанишадам.
Шанкара совершил паломничество на священную гору Кайлас, где ему явился Шива в ипостаси подателя высшего знания (Дакшинамурти), и в Бенарес.
После смерти Говинды, которого погребли на одном из островов Нармады и впоследствии возвели храм, Шанкара в сопровождении учеников, часть из которых была учениками Говинды, отправился в Праягу, гдё провёл немало диспутов и приобрёл новых приверженцев. Затем Шанкара вновь отправился в «город двух тысяч храмов» и поселился в гхате (святилище для совершения погребальных обрядов) на берегу Ганга. Однажды он встретил на улице чандалу (сына шудры и женщины-брахманки, наиболее презираемая часть индийского общества) и приказал тому уступить дорогу, опасаясь ритуальной нечистоты, но чандала, ссылаясь на учение адвайты о единстве Атмана, сказал о изначальном единстве всех живых существ, после чего Шанкара припал к его ногам и просил прощения.
В последние годы перед смертью Шанкара странствовал по Индии и организовал ряд монастырей (Дварака, Джошиматх в 45 км от Бадринатха, Пури, Шрингери, Канчи), некоторые из которых действуют и поныне.
- Умер он на 33 году жизни в окружении многочисленных учеников и приверженцев. Ряд мест претендуют на место его захоронения (Канчи, Кедарнатх), но есть предание о его божественном преображении (дематериализации в радужное тело) на горе Кайлас.
В этой статье, я бы хотел обратить ваше внимание на некоторые послания Шри Шанкарачарья в тексте Вивекачудамани:
- Для всех существ трудно достичь человеческого рождения, еще более – рождения в теле мужчины; еще реже – стремление к знаниям, еще более редко – приверженность пути Ведической религии; выше этого – знание писаний; различение между истинным и ложным, осознание собственной природы и дальнейшее пребывание в состоянии слияния с Брахманом – следующие в порядке возрастания. Такое освобождение (мукти) невозможно достигнуть кроме как заслугами сотен миллионов рождений.
- Есть три события, которые сами по себе редки и случаются благодаря Божественной милости – человеческое рождение, стремление к освобождению и направляющая забота совершенного мудреца.
- Человек, получивший каким-либо образом человеческое рождение в мужском теле* и, ко всему прочему, владение Ведами, и при этом достаточно глупый, чтобы не стремиться к освобождению, воистину совершает самоубийство, потому что он убивает себя, стремясь к нереальным предметам. [Мужское тело* – Потому что мужчины, в дополнение к своей физической силе, всегда имели и определенные социальные преимущества по сравнению с женщинами.]
- Есть ли больший дурак, чем тот, кто имея редкое тело мужчины, не стремится к настоящему окончанию* этой жизни? [Настоящее окончание* – Т.е. Освобождение.]
- Пусть люди цитируют писания и приносят жертвы богам, пусть они выполняют ритуалы и молятся божествам, но нет освобождения без осознания собственной тождественности с Атманом, нет, даже за время жизни* сотен Брахм, сложенных вместе. [Время жизни* – За огромную продолжительность времени. Один день Создателя Брахмы равен 432 миллионам лет в человеческом измерении, и это предполагается и есть время существования мира.]
- Нет надежды на бессмертие в накоплении богатств – воистину, так провозглашают Веды. Поэтому ясно, что труды* не могут быть причиной освобождения. [Имеются в виду * – «Ни ритуалами, ни потомством, ни богатствами, ни только самоотречением не достигается бессмертие».]
Потому человек знания должен направить свои лучшие усилия для достижения освобождения, отрекшись от желания удовольствий от внешних объектов, должным образом* приблизившись к доброму и великодушному наставнику, и направив свой разум на истину, указываемую им.
[ должным образом*– Т.е. в соответствии с предписаниями (см. Mundaka, I. ii. 12). Характеристики достойного Гуру даны далее в строфе 33.]
· Достигнув состояния йогарудха*, следует обрести себя, погруженного в море рождения и смерти, с помощью приверженности верному различению.
[ йогарудха*– Описанное в Gita, VI. 4 – «Когда человек не привязан ни к объектам чувств, ни к действиям, и отказался от всех желаний, тогда его называют йогарудхой или пошедшего по пути йоги».]
· Пусть мудрый и ученый человек, начавший практику осознания Атмана, откажется от всех трудов* и постарается разорвать связующие путы рождения и смерти.
[ всех трудов*– Всех дел, выполняемых с определенной целью, включая добродетельные, предписанные писаниями, и плохие, на которые толкает человека его собственная природа.]
· Действия приводят к очищению разума, а не к восприятию Реального. Осознание Истины достигается различением, а не десятками миллионов действий.
[Идея такова - Действия, предписанные писаниями, выполненные должным образом, очищают разум от нечистоты. Тогда Истина сияет сама по себе.]
[убежденность в реальности*... – Убеждение в том, что это веревка, а не змея, за которую ее ошибочно приняли.]
Человек, различающий Реальное от нереального, чей разум отказался от нереального, кто спокоен и имеет соответствующие добродетели, и кто стремится к освобождению, - только он считается достойным вопрошания о Брахмане.
В связи с этим, мудрецы говорили о четырех методах достижения, при наличии которых приверженность Брахману приводит к успеху, и при отсутствии которых не приводит ни к чему.
- Первое из необходимых средств – различение между Реальным и нереальным;
- далее идет отвращение к наслаждению результатами (собственных действий) здесь и потом;
- (следущее) – шесть личных качеств (спокойствие и остальные);
- и (последнее) – несомненно, стремление к освобождению.
Твердая убежденность разума в реальности Брахмана и нереальности вселенной называется различением (вивека) между Реальным и нереальным.
По сути Атма Вичара и есть вивека: Атма-вичара, это, по-существу, вторжение во внутренний диалог нашего "эго" силы, пробуждающей "невовлеченного свидетеля" - истинного Я.
Если древние методы вивека-джняна сводились к отслеживанию всех психических феноменов как не-я, то в этом случае медитирующий спрашивает с почти провокационной прямотой: "Что же такое я? Кто я, думающий об этом?"
Ретрит Атма-Вичара пройдёт с 10 по 13 апреля, в бухте Муравьинной, под Владивостоком.